С принятием федерального закона о государственном лесном надзоре (лесной охране) и осуществлении мероприятий по защите и воспроизводству лесов в регионах должны появиться государственные бюджетные и автономные учреждения, которым будут переданы эти функции. Несмотря на то что кое-где работа по созданию аналогов советских лесхозов уже началась, у регионов по-прежнему остается много вопросов. Прежде всего они касаются организационно-финансовой и хозяйственной деятельности учреждений, проблем имущественного характера и технического оснащения. Как устранить эти «пробелы в знаниях», специалисты Рослесхоза решали на очередном селекторном совещании с окружными департаментами лесного хозяйства.
Как напомнила заместитель начальника управления финансов, бюджетной политики и администрирования платежей Татьяна Козловская, новый закон наделяет субъекты правом создавать специальные бюджетные и автономные учреждения для ведения лесохозяйственной деятельности без конкурса, через госзадание. При этом у организаций появляется дополнительный источник финансирования за счет реализации древесины от рубок ухода и санитарно-оздоровительных мероприятий. В соответствии с новым порядком, при осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины на основании договора купли-продажи. Основанием для заключения договора по объему заготовки древесины в данном случае является объем выполняемых работ по государственному заданию.
Создавать аналоги советских лесхозов предлагается на базе уже существующих учреждений, которые специализируются на охране лесов от пожаров. Выгода очевидна: таким образом удастся сократить расходы на содержание. Однако для этого регионам предстоит проделать немалую работу. В первую очередь надо внести изменения в устав, пройти соответствующую регистрацию, подготовить уточненный перечень работ и услуг.
— Необходимо понимать, что те работы и услуги, которые будут прописаны в государственном задании, в обязательном порядке должны быть в уставе учреждения, — подчеркнула Татьяна Козловская. — Иначе данные работы в соответствии с законодательством Российской Федерации должны осуществляться по контрактной системе.
Помимо этого необходимо разработать и утвердить нормативы затрат, определиться с госзаданием и источниками финансирования. Утверждения потребует и план финансово-хозяйственной деятельности.
— Здесь много вопросов от субъектов поступало в части реализации древесины как источника финансирования. Некоторые субъекты планировали использовать его для выполнения государственного задания. Но это не совсем верно, — пояснила замначальника управления финансов Рослесхоза. — Для учреждений средства от реализации древесины являются внебюджетным источником финансирования, и порядок их использования должен быть определен учредителем. Его решением данные средства могут быть направлены на развитие материальной базы, капитальные расходы, на решение социальных вопросов, на уплату налоговых платежей.
В то же время средства бюджета субъекта, которые ранее предназначались на содержание учреждения, могут быть направлены как дополнительный источник финансирования на выполнение госзадания. Учредитель также создает источник финансирования, состоящий из субвенций, которые поступают из федерального бюджета.
— При этом надо понимать, что, когда эти работы выполнялись по контрактной системе, там был заложен НДС в размере 18%. В данном случае идет экономия средств, которые могут быть направлены непосредственно на прямые расходы этого учреждения по государственному заданию, — добавила эксперт.
Еще одним принципиальным пунктом являются нормативы затрат. Если учреждение создается на базе существующего с дополнительным источником финансирования от реализации древесины, то нормативы затрат должны быть скорректированы в сторону уменьшения накладных расходов. Это объясняется тем, что средства, которые были заложены ранее, могут быть профинансированы за счет дополнительного внебюджетного источника.
Пока во всех тонкостях вопроса не до конца разобрались не только субъекты, но и окружные департаменты лесного хозяйства, считают в Рослесхозе.
— Материалы, представленные департаментами, свидетельствуют, что работа ведется, но она не носит системного характера, — прокомментировала Козловская.
Так, согласно данным департамента по Северо-Западному федеральном округу, только четыре субъекта планируют в 2014 году организовать работу спецучреждений через госзадания. Подвижки в этом направлении есть в Республике Коми, Архангельской, Вологодской, Мурманской областях. Остальные регионы собираются решать этот вопрос в 2015-м, а пока осуществляют деятельность по старинке: через проведение аукционов и заключение госконтрактов.
— Это понятно. Ситуация такая, что нужно время для того, чтобы оформить все документы и перевести эти работы на выполнение через госзадание. Но время-то идет. Мне кажется, что даже по этим четырем субъектам мы не успеваем в связи с сезонным характером работ. Нужно проработать это направление, — заключила замглавы управления.
В Южном федеральном округе спецучреждения созданы в 12 регионах, но через госзадание будет профинансировано только 37% из них.
Как рассказал и.о. начальника департамента лесного хозяйства по Центральному округу Алексей Ермоленко, созданные ранее учреждения в основном выполняют функции по охране лесов от пожаров. Восстановлением и защитой лесов они по-прежнему занимаются в рамках неосновной внебюджетной деятельности.
— В настоящий момент мы ведем проработку вопроса о реорганизации существующих учреждений, — сообщил Ермоленко.
По словам Козловской, аналогичная ситуация складывается в целом по стране. В подавляющем большинстве случаев работы по созданию полноценных аналогов лесхозов в регионах запланированы на 2015 год.
Рослесхоз намерен контролировать этот процесс, для чего предполагается вести специальный мониторинг. На его основе специалисты сделают анализ проблемных вопросов и подготовят соответствующие рекомендации для департаментов. До этого момента представителей в округах попросили не предпринимать самостоятельных шагов, чтобы, как выразился, заместитель руководителя Рослесхоза Анатолий Булдаков, «не наломать дров».
— Ждите соответствующего нашего указания, — распорядился замглавы ведомства.
Каких дров можно наломать в процессе создания лесхозов, рассказал руководитель дальневосточного департамента Александр Любякин. Он напомнил, что закон принимался прежде всего для того, чтобы избавить спецучреждения от конкурсных процедур и с целью получения источника древесины для внебюджетной деятельности.
— Я бы попросил своих коллег несколько насторожиться по этому поводу, — отметил Александр Любякин. — Потому что в Хабаровске сейчас идет потенциальная разборка на этот счет. Древесина, заготовленная по санитарно-оздоровительным мероприятиям, проходит экспертные оценки. Недавно был прецедент ареста шести тысяч кубометров древесины, заготовленной специализированным учреждением по санитарно-оздоровительным мероприятиям. Проведена полная экспертная оценка. И только 42 кубометра из этих шести тысяч признано дровяной. Последствия вы сами понимаете со всеми вытекающими.
Булдаков назвал эту подсказку «правомерной», подчеркнув, что в каждом подобном случае необходимо принимать строгие меры. Регионы при этом должны нести соответствующую ответственность за такие эпизоды.
По итогам совещания департаментам поручено в срок до 12 мая предоставить в Рослесхоз дополнительную информацию о ходе создания и деятельности спецучреждений в субъектах РФ.