Главная Новости Красноярский край – точка развития ЦБП России

Красноярский край – точка развития ЦБП России

Наращивание глубокой переработки древесины, в первую очередь целлюлозно-бумажной промышленности, – главный приоритет стратегии развития ЛПК России. В ближайшем будущем сразу две точки роста отрасли должны появиться в Красноярском крае – в регионе планируется строительство целлюлозных комбинатов – Богучанского и Лесосибирского.
Российский рынок продукции ЦБП, как и рынок мировой, включает несколько флагманских направлений – целлюлозная группа продуктов, упаковочная бумага и картон, санитарно-гигиенические изделия. Так, в 2017 году в России было произведено 8,6 млн тонн бумаги и картона – рост производства за последние пять лет составил 10%. Почти половина этого объема (4,2 млн тонн) – это тарный картон и бумага для гофрирования, 1,4 млн тонн (17%) – газетная бумага, производство которой по объективным причинам (рост электронных носителей информации) сократился по сравнению с 2013 годом на 9%. Другой сегмент – производство мелованных бумаг – в 2017 году, напротив, увеличился до 200 тонн. Доля этого направления в общем объеме производства – 2,1% (в 2013 – 1,2%). Положительную динамику показывает и сегмент производства целлюлозы древесной: показатель 2017 года – 8,6 млн тонн (по сравнению с 2015 годом рост 9%). Растет и экспорт этого материала: показатель 2017 года – 2,6 млн тонн.
Эксперты отмечают, в ближайшее время основными растущими сегментами ЦБП в мире будет рынок санитарно-гигиенических изделий, макулатурный тарный картон, потребительский картон и целлюлоза. С точки зрения географии ключевые точки роста – рынки Азии и Китая. Россия также будет демонстрировать устойчивые темпы развития, а кроме территории РФ, основные возможности для российских компаний возникнут на азиатских рынках.
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров на совещании по вопросу развития целлюлозно-бумажной промышленности в России отметил, что дальнейшее развитие отрасли с учетом растущего мирового спроса на целлюлозу невозможно без строительства новых производств.
«В прошлом году компаниями были объявлены инициативы по реализации новых проектов. Это проекты в Красноярском крае (Внешэкономбанк, «Сибирский лес», ГК «Сегежа»), Пермском крае (ООО «Промышленной целлюлоза»), в Вологодской области («Свеза»). И сегодня я бы хотел обсудить их статус и направления наших совместных действий по их реализации», – сообщил Денис Мантуров.
Отдельно он остановился на механизмах финансовой помощи предприятиям. По словам министра, пакет подобных мер на сегодня сформирован.
«Например, мы оказываем поддержку при реализации комплексных инвестиционных проектов, при создании межсезонных запасов сырья и материалов. Выделяем на льготных условиях лесные участки в рамках механизма приоритетных инвестиционных проектов, предоставляем льготные займы через Фонд развития промышленности.В целях развития экспорта в прошлом году мы запустили механизм компенсации затрат на транспортировку продукции при экспортных поставках. И в этом году мы продолжим помогать экспортерам высокотехнологичной продукции. У нас действует механизм специальных инвестиционных контрактов. Но мы осознаем, что данных мер недостаточно для принятия решения о строительстве новых заводов».
Однако, чтобы не упустить эти возможности, российской ЦБП необходимо ответить на ряд вызовов. Главный из них – развитие сырьевой базы, без которой невозможно и развитие самой отрасли. Несмотря на то, что наличие экономически доступного лесного ресурса является конкурентным преимуществом России, на данный момент в лесном хозяйстве накопился ряд проблем. В первую очередь инвесторов и текущих лесопользователей беспокоит низкое качество данных о запасах леса. Эта информация служит отправной точкой для привлечения в отрасль инвестиции, направленных на модернизацию уже имеющихся и строительство новых мощностей. Кроме этого, для обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей необходимо решить и другие вопросы, напрямую влияющие на себестоимость лесозаготовки и лесообеспечения. В их числе внедрения практик интенсивного использования и восстановления лесов, недоиспользование расчетной лесосеки на уже выданных в аренду участках, обеспечение доступа к ресурсу инвесторов в приоритетные проекты отрасли.
Российский леспром стал ключевой темой «русского Давоса» – Петербургского экономического форума (ПМЭФ) – 2018. В Минпромторге России уверены, в условиях главного мирового тренда развития отрасли, биоэкономики, необходимо уходить от традиционного акцента на наличие большого количества ресурсов и переходить на принцип их эффективного и рационального использования. Фокус – на строительство ЦБК. «России нужно продолжать развивать глубокую переработку леса, двигаясь в химическом секторе, строя ЦБК – оптимально четыре комбината для обеспечения глубокой переработки. Помимо этого, необходимо грамотно использовать вторичное сырье. Основные принципы заложены в стратегии развития лесной промышленности до 2030 года, которая сейчас рассматривается Правительством. Согласно документу, основные показатели отрасли должны вырасти относительно нынешних практически в два раза», – заявил Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Разработанная совместно с бизнесом Стратегия дает ответы на самые актуальные для лесного сектора России вопросы, касающиеся как работы на внутреннем рынке, так и экспорта. По данным Минпромторга России, в денежном выражении поставки продукции ЛПК внешним потребителям превышают 11 млрд. долларов. К 2024 году, прогнозируют эксперты, этот показатель вырастет до 17 млрд долларов. Наибольшие экспортные перспективы связаны с реализацией ряда крупных проектов создания целлюлозно-бумажной промышленности: к 2030 году потенциальный спрос на российскую целлюлозу может вырасти почти в два раза. В связи с этим Министерство промышленности и торговли Российской Федерации намерено оказывать всестороннюю поддержку предприятиям, производящим целлюлозу.

О глубокой переработке как прио­ритете развития говорит бизнес, а также институты развития. «В своих проектах по ЦБП мы не останавливаемся на целлюлозе как на конечном продукте. Например, вискоза, штапельное волокно – все это также востребовано российской промышленностью и является продукцией нашей отрасли.

Мы намерены и дальше развивать проекты глубокой переработки древесины, работать над продуктами с высокой добавленной стоимостью», – рассказывает старший вице-президент, директор управления лесоперерабатывающего комплекса государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Павел Билибин.

Среди других, необходимых для развития ЛПК России направлений, эксперты ПМЭФ назвали необходимость использования принципа рециркулярности – за последние 5 лет мощности по переработке макулатуры в России увеличились в 5 раз; развитие направления на стыке экологии и экономики – деревянного домостроения; увеличение объемов производства биотоплива.

По данным Минпромторга РФ, на территории России действует около 150 целлюлозно-бумажных предприятий. Современная база российской целлюлозно-бумажной промышленности – предприятия, оставшиеся после распада СССР. За последние 40 лет, с начала 1980-х годов, в России не было построено ни одного крупного целлюлозно-бумажного комбината.

География работы крупнейших производств – всего их 30 – южные районы Сибири (Иркутская область) и северо-запад европейской части России (Архангельская область, Республики Коми и Карелия). К слову, именно в Карелии в конце прошлого года произошло знаковое для ЦБП событие – запуск новой бумагоделательной машины на Сегежском ЦБК. Этот проект позволил комбинату выйти на первое место в мире по объему выпуска крафт-бумаги. Общая сумма инвестиций – 7,6 млрд рублей, из которых 5,5 млрд рублей – стоимость оборудования. Запуск бумагоделательной машины стал вторым этапом модернизации Сегежского ЦБК. На первом этапе была проведена модернизация волокнистой линии целлюлозного завода – обновление варочной установки, что позволило на 28% поднять производительность комбината по варке целлюлозы. Третьим этапом станет ввод в эксплуатацию новой котельной установки на биомассе для производства пара для технологических процессов комбината.

Одна из важных особенностей отрасли – сильная консолидация. Крупнейшая российская корпорация в ЦБП – АО «Группа «Илим», другие ведущие предприятия принадлежат компаниям International Paper, «Монди», «Карелия Палп», ГК «Сегежа», «ПЦБК», SFT Групп, ОБФ, «Континенталь Менеджмент», «Кнауф Петроборд» и др.

Эксперты отмечают, в настоящий момент ЦБП в России переживает переломный момент: создание новых целлюлозно-бумажных мощностей – основообразующий элемент Стратегии развития лесного комплекса страны до 2030 года. В планах – строительство нескольких новых комбинатов, точками роста станет Сибирь и Дальний Восток. Запуск новых современных мощностей, позволит России не только упрочить позиции на мировом рынке – на сегодня в сегменте производства целлюлозы (по варке) страна занимает 8 место; но и увеличит количество рабочих мест и налоговые поступления. По предварительным расчетам, за счет развития отрасли бюджет РФ к 2030 году будет дополнительно получать 70 млрд рублей ежегодно.

Инвестиции в Лесосибирский ЦБК – более 1,5 млрд долларов

В ближайшие несколько лет Красноярский край обещает стать главной точкой развития ЦБП России. О серьезных намерениях по строительству в регионе целлюлозно-бумажных комбинатов заявили сразу два инвестора – Segezha Group анонсировала возведение ЦБК в районе Лесосибирска, Внешэкономбанк – в Богучанском районе края.

Потенциальный кластер для строительства и работы Лесосибирского ЦБК (проект Segezha Group) – Лесосибирский район Красноярского края. Расчетная лесосека – в районе 10 млн куб. м – позволяет построить ЦБК мощностью 1–1,5 млн тонн целлюлозы в год. Этот проект Segezha Group планирует реализовать в партнерстве с компанией-девелопером Siberwood, которая с 2015 года занимается проектом строительства комплекса по производству целлюлозы в районе Лесосибирска – его мощность 930 тысяч тонн (проект находится в высокой степени готовности к реализации).

Строительство Лесосибирского ЦБК – это гринфилд-проект, требующий «с нуля» создать несколько крупных объектов инфраструктуры. В их числе возведение железнодорожной ветки протяженностью 10 км, нового водозабора для города Лесосибирска и строительство автомобильной эстакады в месте расположения завода. По оценкам Segezha Group, реализация этих задач потребует около 2 млрд долларов. «Мы рассчитываем на помощь государства, потому что для государства этот проект значимый. Президент, правительство поставили задачу нарастить не нефтегазовый экспорт, а целлюлоза уже достаточно сложный передел, ее конечная продукция бумага», – отмечает президент Segezha Group Михаил Шамолин.

По его оценкам, на сегодня в России могут быть построены несколько целлюлозно-бумажных комбинатов, что позволит существенно увеличить экспорт целлюлозы и конкурировать с финскими и канадскими предприятиями, себестоимость сырья которых значительно превышает себестоимость сырья в России. «Если финны имеют себестоимость сырья «на воротах» предприятия $40–45, то мы в Красноярском крае сможем иметь $25–30. И эта разница реально имеет огромное значение. Мы говорим о длинноволокнистой целлюлозе из хвойных пород. Хвойные породы с тем качеством целлюлозы, которое мы можем дать, растут в России, растут на севере, в Финляндии, Швеции», – говорит президент Segezha Group.

Инвестиции в возведения Лесосибирского ЦБК оцениваются в 2 млрд долларов. Этот проект Segezha Group намерена реализовать с помощью российских институтов развития (ВЭБ), а также иностранных инвесторов и кредиторов. В вопросах строительства объектов инфраструктуры компания рассчитывает на помощь со стороны государства. Планируется, что строительство ЦБК будет начато уже в следующем году и продлится три года. Первоначально комбинат будет производить целлюлозу. В последующем Segezha Group также рассматривает возможность строительства на площадке комбината бумагоделательных машин.

Строительство Богучанского ЛПК – новая ступень в создании Богучанского лесопромышленного комплекса. В 2007 году в рамках реализации программы развития Нижнего Приангарья Внешэкономбанк принял решение об учреждении АО «Краслесинвест» для строительства Богучанского ЛПК, который должен был включать целлюлозное производство. В 2012 году концепция реализации проекта была пересмотрена – банк отказался от идеи строительства ЦБК, оставив только лесопильное производство.

Однако на данный момент ВЭБ принял решение вернуться к намерению создать целлюлозный завод на площадке АО «Краслесинвест». Как пояснил старший вице-президент, директор управления лесоперерабатывающего комплекса государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Павел Билибин, причина такого решения – уже сделанные ВЭБом существенные инвестиции и в саму площадку, и в прилегающую к ней инфраструктуру. Также в рамках государственной программы развития Нижнего Приангарья более 15 млрд руб. вложено в строительство моста через реку Ангару, железнодорожной ветки Карабула – Ярки, линии электропередач и электрической подстанции. Еще один аргумент – высокая экономическая эффективность и инвестиционная привлекательность такого объекта как ЦБК.

Сейчас проект целлюлозного завода АО «Краслесинвест» находится на стадии эскизного проектирования, которая должна завершиться текущим летом. Определены мощности предприятия, продуктовая линейка, технологии, уточняются капитальные затраты.

После проведения предварительного технико-экономического обоснования стоимость проекта оценивается в 1,4–1,5 млрд долларов. Проектная мощность предприятия – 830 тыс. тонн целлюлозы в год. В линейке продукции беленая хвойная целлюлоза, распушенная целлюлоза, растворимая целлюлоза из древесины лиственницы. Планируется, что основным рынком сбыта произведенной комбинатом беленой целлюлозы будет Китай, который сейчас осваивает около 30% мирового рынка целлюлозы.

Отличительная черта проекта, выделяющая его на фоне уже работающих и готовящихся к возведению комбинатов – планы по созданию на заводе текстильных производств. Проект предусматривает создание производства штапельного волокна (планируемая мощность – около 300 тыс. т в год) и вискозной нити (около 2 тыс. т в год). На текущий момент востребованная в России продукция импортируется из-за зарубежа.

Как отмечает Павел Билибин, проектирование подобных объектов в среднем занимает от 1,5 до 3 лет. Однако в данном случае эта работа займет около года – стадия предпроектных работ позволила глубоко продвинуть проект в понимании спецификации оборудования и проектных решений. Тот факт, что инвестором строительст­ва выступает институт развития, дает основания утверждать: Богучанский целлюлозный завод станет «абсолютно идеальным объектом» – экономически эффективным и соответствующим необходимым нормам.

После завершения предпроектного этапа на государственном уровне должно быть принято решение о начале строительства. Его вынесет наблюдательный совет ВЭБ, председателем которого является премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, а членами этого совета – его заместители и министры. Предполагается, что это решение будет принято до конца лета, в этом случае завод будет введен в строй в 2022 году. Следующий этап – выход на проектную мощность – займет около года: отладка оборудования и настройка всех процессов производства, начиная с лесозаготовки и всех технологических режимов. Добавим, что в июне 2018 года проектная документация строительства целлюлозного завода на промплощадке АО «Краслесинвест» уже прошла этап публичных слушаний, состоявшихся в администрации Богучанского района.

Дальний Восток – еще одна точка развития целлюлозно-бумажной промышленности России. С участием международного инвестора (China Chengtong International Investment Ltd) планируется запустить ЦБК мощностью более 500 млн тонн продукции в год. Производство создаст в регионе 800 рабочих мест; в настоящее время идет развитие инфраструктуры будущего комбината.

Эксперты и участники отрасли отмечают, по сравнению с другими видами обрабатывающих производств, сроки окупаемости строительства и ввода новых мощностей в ЦБП велики. Поэтому развитие отрасли не возможно без предоставления государственных гарантий по кредитам на оборудование, субсидий и других льгот – эти меры поддержки предусмотрены Стратегией развития ЛПК до 2030 года. При этом, и российский, и международный рынок готов к появлению новых современных производств. Более того, два новых ЦБК – как это происходит в случае с Красноярским краем – могут успешно работать на одной территории. «И, в принципе, два этих проекта не являются взаимоисключающими. ЦБК в Богучанах не снизит эффективность работы ЦБК в Лесосибирске. Они рассчитаны на два разных бассейна леса. Лесосибирск питается лесом, который сплавляется вниз по Ангаре и заготавливается с левой стороны от реки Енисей», – говорит Михаил Шамолин.

Целлюлозные проекты – высокомаржинальны, а их масштабы позволяют выходить на новый уровень и по потреблению сырья, и по реализации продукции. В этом свете необходимость в новых дополнительных мощностях по производству целлюлозы в России становится еще более очевидной. Как приоритет новые ЦБК обозначены и в проекте Стратегии развития ЛПК до 2030 г. В качестве ключевых регионов появления таких мощностей названы Дальний Восток, Сибирь и Красноярский край, где на сегодня нет утилизации низкосортной древесины. Павел Билибин отмечает и такие конкурентные преимущества региона, как высокий объем заготовки и хорошие логистические возможности. Это, уверен эксперт, создает надежную базу для появления в Красноярском крае сразу двух новых ЦБП.

Обратная связь Вас приветствует
Марек Сергей Юрьевич

Я Буду рад предоставить Вам дополнительную информацию и ответить на все возникшие вопросы.

Рассчитать стоимость



計算成本



Top